29 июня 2025

Завершение проекта «Точка Опоры 2.0»: итоги

Проект «Точка Опоры 2.0», реализованный при поддержке Министерства внутренней политики Омской области, успешно завершил свою работу. Второй поток проекта стал логическим продолжением первой инициативы, но с важным дополнением — включением песочной терапии как одного из ключевых методов психокоррекции.


Основные направления работы

В течение 6 месяцев 10 семей из Омска, воспитывающих детей от 3 до 7 лет с ОВЗ (ЗРР, ЗПР, РАС, УО), получили комплексную поддержку, включающую:

  1. Сенсомоторную нейрокоррекцию — занятия по методу замещающего онтогенеза для улучшения физического и психического развития ребенка.

  2. Арт-терапию — работу с психологом для стабилизации эмоционального состояния.

  3. Мастер-классы для родителей — обучение техникам профилактики эмоционального выгорания и депрессии.


Ключевые достижения участников

1. Когнитивное развитие

  • У 90% детей значительно увеличился объем и концентрация внимания.

  • У 80% участников улучшились пространственные представления.

  • У 70% отмечается прогресс в межполушарном взаимодействии.

  • У 60% расширился словарный запас и улучшилось понимание речи.

2. Эмоционально-волевая сфера

  • У 100% детей снизился уровень тревожности и эмоционального напряжения.

  • У 80% участников уменьшились проявления импульсивности.

  • У 90% улучшились навыки саморегуляции.

  • У 70% появилась способность адекватно реагировать на неудачи.

3. Двигательные навыки

  • У 90% детей улучшилась общая координация движений.

  • У 80% нормализовался мышечный тонус.

  • У 70% развились навыки балансировки (удержание равновесия).

  • У 80% отмечается прогресс в мелкой моторике.

4. Социально-коммуникативные навыки

  • У 90% детей улучшился зрительный контакт.

  • У 80% появилось/улучшилось понимание простых инструкций.

  • У 70% развились навыки взаимодействия со взрослыми.

  • У 60% появились элементы ролевой игры.

5. Достижения в сенсорной интеграции

  • У 80% детей снизились проявления сенсорной гиперчувствительности.

  • У 90% улучшилось восприятие тактильных стимулов.

  • У 80% отмечается прогресс в зрительно-моторной координации.


Общие тенденции у родителей:

  • Подавляющее большинство родителей демонстрируют стабильно высокий уровень вовлеченности в воспитание детей.

  • Родители проявляют активную заботу и эмоциональную отзывчивость по отношению к детям, что является основой здоровых детско-родительских отношений.

У отдельных участников зафиксированы эпизодические трудности:

  • Периодическая усталость и ощущение эмоционального опустошения.

  • Эпизодически заниженная самооценка и неуверенность в уровне собственных родительских компетенций.

Родители успешно овладели комплексом упражнений и техник, направленных на:

  • Сенсомоторное развитие ребенка.

  • Формирование когнитивных функций (мышление, речь и др.).

  • Снижение проявлений трудностей в области внимания, памяти, восприятия


Вывод:
Комплексная программа (нейрокоррекция + арт-терапия) привела к значимым улучшениям у всех 10 детей во всех сферах, особенно в эмоциональной регуляции, базовых когнитивных/моторных и социальных навыках. Диагностика подтверждает позитивную динамику вовлеченности родителей и освоение ими инструментов поддержки ребенка. Критически важно продолжить работу, фокусируясь на поддержке родительских ресурсов, профилактике выгорания и регулярной домашней практике для закрепления результатов. Результаты подтверждают необходимость продолжения и масштабирования подобных программ.

Отзыв участника о проекте "Точка Опоры 2.0"